Г-н Председатель, уважаемые делегаты и участники конференции!
Дискуссия, которая идет уже третий день, свидетельствует, что у нас есть общее понимание того, что тотальный переход к зеленой экономике н неизбежен, экономически выгоден и лишь является вопросом нескольких десятилетий.
Поэтому тезис Генерального директора Международного бюро труда Гая Райдера о том, что «МОТ может продолжать эффективно исполнять свой мандат, касающийся обеспечения социальной справедливости, только если она учтёт аспекты экологической устойчивости в своей Программе достойного труда», безусловно поддерживаем.
Зеленая экономика может способствовать преодолению вызовов, стоящих сегодня и перед Украиной, подписавшей Парижское соглашение по борьбе с глобальным изменением климата. Развитие зеленых технологий должно стать способом модернизации экономики, создания новых рабочих мест и качества труда. Для этого нужны огромные инвестиции.
Отвечая на вызовы сегодняшнего дня, Министерство экономики Украины в рамках дерегуляции представило на рассмотрение правительства пакет изменений, направленных на либерализацию экономики и системы государственного надзора (контроля), что, должно сократить контакты органов контроля и бизнеса и тем самым существенно уменьшить коррупцию.
Профсоюзы согласны с тем, что «абсурдные нормы», которые использовались контролирующими структурами для давления на бизнес, должны быть отменены.
Однако мы категорически против того, чтобы при этом ограничивались полномочия инспекторов труда для посещения рабочих мест, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения соблюдаются.
Должен отметить, что по нашему представлению, направленному на имя Генерального директора МБТ в 2015 году Комитет по нормам рассмотрел этот вопрос в рамках нынешней сессии и принял соответствующие рекомендации.
Социальным партнерам как никогда необходимо общее понимание, что дерегуляция и облегчение ведение бизнеса недопустимо за счет снижения гарантий государственной защиты законных прав работников на труд, жизнь и здоровье.
Переход к зеленой экономике должен проходить параллельно с реформированием трудового законодательства и системы заработной платы в стране.
Работа над обновлением законодательства о труде в стране длится уже около 15 лет. Последней проект Трудового кодексабыл внесен в парламент в 2015 году. Ко второму чтению депутаты внесли больше тысячи поправок, часто разновекторных, несогласующихся с нормами МОТ.
Поэтому обращаемся к Бюро труда провести верификацию этого законопроекта на предмет соответствия международным нормам труда до его голосования в парламенте.
Профсоюзы добиваются, чтобы в Трудовом кодексе были особенно тщательно прописаны коллективные договора, с которыми должны согласовываться любые акты руководителей предприятий. При этом предлагаем использовать коллективные переговоры и минимальный размер оплаты труда в качестве инструмента для решения проблемы растущего неравенства и снижения доли труда в доходах.
Предыдущее правительство и работодатели допустили наибольшее падение зарплаты среди стран региона в 2014-2015 годах, что отмечено в докладе Международной организации труда «Заработная плата в мире».
В рамках солидарной кампании Европейской конфедерации профсоюзов, объявившей 2017 год годом борьбы за повышение заработной платы в Европе, нам удалось добиться повышения с 1 января минимальной заработной платы в 2 раза. Впервые за годы независимости она установлена на уровне фактического прожиточного уровня. Тем не менее минимальная зарплата в 3200 грн., или около 120 долларов, все еще ниже уровня бедности, определенного ООН в 5 долларов США в день.
Профсоюзы убеждены, что уже сейчас, исходя из ресурсных возможностей восстанавливающейся экономики и чрезвычайно низкой части зарплаты в себестоимости продукции, зарплата работников может быть значительно повышена. В ближайшее время мы начнем переговоры на национальном уровне в рамках подготовки к заключению нового Генерального соглашения.
Реформа системы оплаты труда должна навсегда покончить с таким явлением как задолженность по ее выплате. В последнее время общая задолженность по заработной в Украине вновь начала расти и составила 2 млрд. 185 миллионов гривен, или более 82 миллионов долларов.
Профсоюзы не удовлетворены тем, что Трехсторонний комитет, созданный Админсоветом МОТ, рассматривая нашу жалобу признал, что меры, предпринимаемые правительством и работодателями недостаточны. И тем не менее он рекомендовал Административному совету закрыть процедуру дальнейшего рассмотрения , что было сделано, по-нашему мнению, поспешно.
Мощным стимулом для реформирования украинской экологической политики и законодательства на основе современных подходов является Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Однако политика, проводимая МВФ в нашей стране, не способствует обеспечению социальной справедливости, в частности, из-за навязывания неприемлемых условий, при которых должны проводиться реформы в социальной сфере, в частности, пенсионной системы и системы здравоохранения.
Профсоюзы поддерживают осовременивание пенсий по отношению к размеру средней зарплаты. Однако мы предостерегаем Правительство, что уменьшение коэффициента стоимости 1 года страхового стажа, что приведет к нарушению гарантированного уровня дохода, определенного 102 Конвенцией как 40 процентов за 30 лет страхового стажа
Что касается реформы здравоохранения, то, соглашаясь с необходимостью ее проведения, мы категорически выступаем против коммерциализации здравоохранения и необоснованного сокращения медперсонала.
Совместно с гражданским обществом профсоюзы призвали правительство Украины ускорить обновление Национальной стратегии экологической политики до 2020 года, принять Национальный план действий.
Тем самым присоединиться к мировому тренду “зеленых перемен”. От экологической ситуации зависит качество жизни, а также качество труда, в котором мы так нуждаемся.
Спасибо за внимание.